«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребёнком
1. Отвлечь ребёнка от его капризов 2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность) 3. Задать неожиданный вопрос 4. Отреагировать неожиданным для ребёнком образом (пошутить, повторить действие ребёнка) 5. Не запрещать действие ребёнка в категоричной форме 6. Не приказывать, а просить (но не заискивать) 7. Выслушать то, что хочет сказать ребёнок ( в протвном случае он не услышит вас) 8. Автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном) 9. Сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает 10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья) 11. Не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения 12. Не читать нотаций (ребёнок всё равно их слышит)
Профилактическая работа с гиперактивным ребёнком 1. Заранее договариваться с ребёнком о времени игры, о длительности прогулки и т.д. 2. Об истечении времени ребёнку сообщает не взрослый, а заведённый заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребёнка 3. Выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение 4. Выработать и расположить в удобном для ребёнке месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома 5. Просить ребёнка вслух проговаривать эти правила
«Открытое письмо» гиперактивных детей к учителям Дорогие учителя! Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили: 1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы всё можем! 2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета ноки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более 10 слов. 3. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил! 4. А вообще – запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.
составлено слушателями группы овышения квалификации на основании особенностей данной категории детей)
Способы выражения (выплёскивания) гнева 1. Громко спеть любимую песню 2. Пометать дротики в мишень 3. Попрыгать на скакалке 4. Используя «стаканчик для криков», высказывать все свои отрицательные эмоции 5. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом 6. Пускать мыльные пузыри 7. Устроить бой с боксёрской грушей 8. Полить цветы 9. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно 10. Погоняться за кошкой (собакой) 11. Пробежать несколько кругов вокруг дома 12. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик) 13. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей) 14. Постирать бельё 15. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит» 16. Быстрым движением реки нарисовать обидчика и зачиркать его 17. Слепить из пластилина обидчика и сломать
Как быть с шустриками Основные проблемы с которыми сталкиваются такие дети: 1.часто таких детей не принимают в свою компанию сверстники. Что может быть более обидным? А сверстники порой не понимают быстрые переходы шустриков от смеха к слезам, их нервозное беспокойство и отходят от них. В свою очередь у шустриков может развиться комплекс неполноценности. 2. таким детям нелегко даётся учение. 3. особенно их затрудняет процесс обучения чтению и письму (то, что в первую очередь требует сосредоточенного зрительного восприятия). Рекомендации взрослым при общении с шустриками: 1. Главное будьте последовательны и постоянны. 2. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Не пугайтесь своего гнева. Гнев – это нормальное явление, его можно контролировать. Если вы сердитесь – это не значит, что вы не любите своего ребёнка. 3. Старайтесь сохранять спокойствие и держать себя в руках, заранее подготовившись к скандалу. Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка, какими бы незначительными они не были. Всегда находите что-то хорошее в своём ребёнке, каждый раз. 4. Избегайте непрерывных одёргиваний и запретов – «прекрати», «не смей», «нельзя» и т.п. 5. Отделяйте поведение ребёнка, которое вам может не нравиться, от его личности. Например: «Я люблю тебя. Я только не люблю, когда ты разносишь грязь по всему дому». 6. Ваш ребёнок нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте чёткое расписание прогулок, еды, игр, занятий, повседневных обязанностей и сна. Проявляйте гибкость, но старайтесь выполнять это расписание, несмотря на попытки ребёнка нарушить его. Постепенно вы приучите ребёнка к размеренной, упорядоченной жизни. 7. Давая ему новые и трудные задания, сопровождайте их спокойными, короткими, ясными и чёткими разъяснениями. Показывайте несколько раз, пока ребёнок не запомнит. Старайтесь стимулировать и тренировать его слуховое, зрительное и чувственное восприятие и его память, которая у гиперактивных детей развита чуть слабее, чем у других детей, за счёт ослабленной способности к концентрации внимания. Будьте терпеливы, повторяйте всё по несколько раз. 8. Выделите ребёнку отдельную комнату (или уголок). При оформлении комнаты избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие цвета, минимум беспорядка, письменный стол, стоящий у пустой, ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации. Уберите всё лишнее, т.к. гиперактивному ребёнку трудно самому отсеивать ненужное, отвлекающие раздражители. 9. Создавайте условия для того, чтобы он мог концентрировать своё внимание, делайте что-нибудь одно: давайте одну игрушку; когда ребёнок раскрашивает – уберите всё лишнее со стола; когда он готовит уроки выключите радио и телевизор, посторонние раздражители будут отвлекать его от основного занятия. 10. Дайте ему какое-нибудь постоянное поручение. Естественно, такое, чтобы оно было в пределах его возможностей. Обязательно следите за его выполнением. Не забывайте поощрять и признавать его старания (даже если не всё получается идеально). 11. Распознавайте сигналы, предупреждающие о возможном срыве. Постарайтесь спокойно вмешаться и предотвратить взрыв – отвлеките ребёнка или спокойно обсудите с ним конфликтную ситуацию. Полезно переместить его с «потенциального поля битвы» в более безопасное спокойное место. 12. Зная о повышенной возбудимости своего ребёнка, старайтесь, чтобы в игре принимало участие не больше 2-3- человек. Лучше, чтобы дети играли в вашем доме, тогда вам легче осуществлять необходимый контроль за ситуацией. 13. Если ребёнок принимает какие-то дополнительные корректирующие или лекарственные средства, назначенные врачом – наблюдайте за ним внимательно, чтобы более подробно рассказать врачу о изменениях в его поведении. Обсуждайте с врачом все вопросы и опасения связанные с приёмом назначенных препаратов. Приём препаратов только в вашем присутствии, даже если ребёнок будет что-то принимать несколько лет. 14. Согласовывайте ваши действия с воспитателем, учителем, чтобы окружающие ребёнка взрослые были максимально последовательны. 15. Гиперактивность может возникать или усиливаться в результате употребления продуктов красного цвета, чрезмерного потребления сахара, передозировки витаминов 16. Полезно играть в различного типа конструкторы, мозаику, настольные игры с правилами, домино, шашки. 17. Не принуждайте к обучению чтению прямо, создавайте косвенно условия, чтобы заинтересовать ребёнка чтением.
|